История создания авиационного керосина ТС-1 берет свое начало в первой половине XX века. Тогда начали активно развиваться авиационная отрасль, возникла потребность в специфических типах топлива. Первыми предшественниками керосина были простые нефтяные фракции. С ростом скорости и мощности самолетов потребовалось топливо с улучшенными характеристиками, способное обеспечивать стабильную работу в широком диапазоне температур.
Взгляд в историю
Керосин ТС-1 – основа функционирования турбореактивных двигателей и самый популярный тип авиационного топлива не первое десятилетие. История его применения началась с экспериментов, когда стремительно развивающаяся авиационная промышленность нуждалась в топливе с высоким уровнем энергоемки. Также керосин оказался стабильным и способным работать в экстремальных условиях.
Формула ТС-1 была основным стандартом в СССР и странах СНГ. Она разрабатывалась с учетом климатических условий, особенностей эксплуатации. Керосин получил широкое распространение за счет плотной энергии, высокого уровня надежности, способности выдерживать температурные скачки. С течением времени технологии дорабатывались и совершенствовались, это позволило добиться отличных параметров стабилизации и очистки. Они отвечают за безопасность эксплуатации авиасудов.
Основные особенности
Процесс эволюции авиационного керосина включал множество этапов – от улучшения процессов переработки нефти и заканчивая созданием технологий очистки, модификации топлива. Современный авиационный керосин ТС-1 представляет собой высококачественное топливо, прошедшее несколько уровней очистки – это делает его пригодным для использования в современных турбореактивных двигателях. За десятилетия его производство и стандартизация претерпели значительные изменения, что позволило достичь высокой стабильности и безопасности в эксплуатации.
ТС-1 представляет собой углеводородную смесь, которая будет выкипать при 140-220 градусах. Плотность составляет 0,78-0,85 г/см3 (при 20 °C), вязкость 1,2 - 4,5 мм2/с (при 20 °C), температура вспышки 28-72 °C, теплота сгорания в районе 43 МДж/кг. Формула относится к категории реактивного топлива. Можно применять ТС-1 как горючее для обжига стеклянных и фарфоровых изделий, в аппаратах для резки металлов, в качестве растворителя, сырья для нефтеперерабатывающей промышленности. Также свойства ТС-1 делают состав идеальным обезжиривателем или составом для промывки деталей, разведения ЛКП. В зависимости от химсостава и способа переработки нефти, в составе могут быть:
- предельные алифаты – 20-60%;
- нафтеновые водороды – 20-50%;
- бициклические ароматические компоненты – 5-25%;
- непредсказуемые углеводороды – до 2%;
- дополнительные примеси (сера, азот, пр.).
Керосин ТС-1 отвечает самым строгим требованиям к качеству и безопасности, обеспечивая надежную работу авиационных двигателей в различных климатических условиях.