Нефть и продукты, получающиеся в результате ее переработки активно стали в быту и промышленности использоваться еще в 19 веке. К такой продукции относится и керосин, изначально его использовали только как жидкость для освещения и нагрева. Сейчас керосин – самое востребованное топливо в авиации. По некоторым характеристикам оно превосходит бензин, что и определяет его область и особенности применения.
История появления керосина
На возможность получения из нефти в результате ее перегонки светлой горючей жидкости указывал врач из Петербурга И. Я. Лерхе. Свои исследования он проводил в Баку примерно между 1732 и 1735 годами. Первое производство такой жидкости, которая в дальнейшем получила название керосин, было организовано в 1745 году на нефтяном месторождении рядом с Ухтой. Однако особого практического значения получаемый продукт в то время не имел.
Расцветом производства керосина можно назвать тот период, когда был создан первый перегонный куб. Сделали это крестьяне Дубинины, проживающие на Кавказе, а факт их изобретения подтвержден оставшимися до наших дней чертежами и схемами. На основании проведенной работы в районе Моздока примерно в 1823 году был построен нефтеперегонный завод, но поддержки от правительства строительство и внедрение новых внедрений не получило
В 1830 году керосин удалось получить лабораторным методом. В промышленном объеме его стали выпускать только после появления керосиновых осветительных приборов – ламп. В России первый крупный завод был отстроен в Сурханах в 1859 году под руководством Кокорева В.А.
В 19 веке из оставшихся после перегонки нефти продуктов широко применялся только керосин (в осветительных лампах для горения). Получавшийся одновременно бензин практически не применялся, он нужен был лишь в ограниченном количестве ветеринарам и аптекарям. Но в 1911 году ситуация поменялась - появился первый транспорт на двигателях внутреннего сгорания и электрическое освещение, а в этих отраслях уже нужен был бензин. Поэтому отмечался спад производства керосина. Вновь он стал востребованным в 1950-х годах. В это время стали производить в возрастающем количестве самолеты, а керосин стал лучшим топливом для реактивных и турбовинтовых двигателей.
Использование керосина в авиации
Авиакеросин получается в результате прямой перегонки нефти с последующей гидроочисткой и добавлением присадок, улучшающих эксплуатационные свойства надежного топлива. В России для самолетов дозвуковой авиации делают 5 марок керосина (самая известная ТС-1) и две разновидности для сверхзвуковых летательных аппаратов, это Т-8В и Т-6.
Авиакеросин стал оптимальным заменителем бензина в авиационной техники за счет своей стойкости и надежности. Бензин закипает при температуре в пределах от 40 до 180 градусов, а наименьшая точка кипения керосина 150 градусов, наивысшая 315 . То есть реактивные самолеты благодаря авиационному керосину могут взлетать гораздо выше чем, если бы их двигатели были бензиновыми.
Кроме того, авиационный керосин отличается:
- Антистатичностью;
- Высокой испаряемостью. А это обуславливает полное сгорание топлива;
- Отсутствием примесей и отложений, щелочей, кислот, сероводорода;
- Совместимостью с рядом других горючих материалов;
- Износостойкостью;
- Оптимальными низкотемпературными характеристиками.
Керосин в авиации используется не только как топливо, но и как хладагент в топливовоздушных радиаторах и как смазывающая жидкость для движущихся узлов. Используется он и для очистки различных загрязнений при очередном техобслуживании летательных аппаратов.